СТАТТІ

Категорії каталогу

MOTORCYCLE TOURS / МОТОТУРИ [2]
ЕНДУРО [13]
Все, що пов'язано з позашляховими мотоциклами та змаганнями
ПОДОРОЖІ [30]
Тривалі мотоподорожі
МОТОКРАЄЗНАВСТВО [5]
Місця, варті уваги мототуриста
МОЇ МОТОЦИКЛИ [3]
Honda XR400R та Honda XL250 Degree-2
ЯХТИНГ В ТУРЕЧЧИНІ / ЯХТИНГ В ТУРЦИИ [0]
Ми пройдемо там, де ви ще ніколи не були! Ви зрозумієте, яка величезна різниця між Туреччиною отельною та Туреччиною яхтенною!
Головна » Статті » ЕНДУРО

Вибір гуми для ендуро, частина 1

Згідно зі статистикою ООН кількість грунтових доріг в світі щонайменше в 10 разів перевищує кількість асфальтованих, що ж стосується до власне бездоріжжя, то тут за визначенням просто необмежені простори для дій. Тож не дивно що виробники мотогуми приділяють велику увагу вседорожньому та позадорожньому сегментам ринку. Тим не менш, цей напрямок бізнесу шиноварів досить консервативний. На відміну від шосейної гуми, вимоги до якої постійно посилюються, тут у фаворі усталені, випробовані часом  класичні рішення.Числені та різноманітні моделі покришок розрізняються перш за все малюнком протектора та будовою каркасу.

 

Протектор

Основна функція протектора — забезпечення продольної та бокової сили зчеплення з поверхнею. Особливості різноманітних грунтів ставлять різні, а іноді й протилежні вимоги до протектору. Тому для реалізації можливостей ендуро дуже важлива гума. Недоречний вибір покришок  інколи здатен майже повністю знищити позадорожний потенціал мотоциклу.

Зазвичай по застосуванню покришок грунт поділяють на твердий, середній та м’який. Під твердим грунтом розуміють добре утрамбовану грунтовку та скам’янілу суху глинисту почву. Середній грунт це сухі або трохи вогкі лісові та польові стежки. М’який — розкатана супіщана почва та трохи підсохлий мокрий грунт (так званий ”пластилін”). Для відвертого багна, піску та гравію, а також їх комбінацій, існують окремі рішення.

Гума для твердого грунту для надійного зчеплення мусить мати відносно щільний малюнок протектора — грунтозачіпи великі, а просвіти між їх рядами грунтозачіпів вузькі. Бокові грунтозачіпи не дуже розвинуті та мають малий розліт в боки — на твердому грунті цього досить.


Покришки Metzeler MC6 для твердого грунту


Гума для м’якого грунту, навпаки, має „шашки” малого розміру та великі просвіти між ”лопатями”, а в моделях, розрахованих на екстремальні умови (багно) — просто гігантські. Кремезні бокові грунтозачіпи дуже розведені в боки. Це робиться заради кращого самоочищення покришки та впевненого зчеплення з ненадійною поверхнею в поворотах.


Покришки Pirelli MT44 Lagunacross створені для праці в екстремально важких рихлих пісках


Малюнки протектора для середнього грунту являють собою безліч перехідних варіантів вищезгаданих базових типів.

Задня покришка Bridgestone M404  для середнього грунту


Протектор покришок, розрахованих одночасно на грунт і на асфальт, заради збільшення поверхні контакту значно щільніший суто позашляхових.


Незважаючи на досить погрозливі шашки протектору, гума Continental TKC80 в багні працювати не буде

Таким чином, кожна модель гуми має певну спеціалізацію. Зазвичай виробник вказує її в каталозі, але при наявності деякого досвіду ”фах” гуми будь-якого типу можна зрозуміти і самостійно, по вищеприведеним особливостям малюнку протектора.

Зрозуміло, що рідко розташовані грунтозачіпи гуми для м'якого грунту не здатні утримувати мотоцикл на твердій поверхні, а міцності відкопилених бокових шашок не вистачить, щоб скласти опір відцентровим силам — вони будуть ”грати” та підломлюватись, що не дозволить впевненно проходити повороти. У покришок для твердого грунту в багні будуть проблеми з самоочищенням протектору та знову ж таки з поворотами — їм просто нічим чіплятися за грунт, що висклизає з під колес. Існує декілька підходів що до примирення цих протиріч, кожен має як сильні, так і слабкі сторони.

Концепція універсальної гуми —  забезпечити пересування де завгодно —  дуже приваблива на словах, але, на жаль, дуже далека від дійсності. Універсальні покришки частково виправдовують свою назву тим, що дозволяють більш-менш впевненно, але далеко не чудово, почуватися на асфальті та більшості грунтових шляхів. Програваючи спеціалізованій гумі на всіх фронтах, тим не менш, універсальні покришки надають змогу хоч якось проїхати майже всюди.

Ендурна гума переносить акцент на грунт, більш-менш вдало намагаючись охопити якомога більше його різновидів, але залишаючи можливість нетривалих та обережних вилазок на асфальт. Значно кращі можливості ніж у універсальної не тільки на грунтовках, а й власне на бездоріжжі, затьмарюється більш ніж скромними талантами на дорозі.

І, нарешті, кросові покришки — бездоганні професіонали вузького профілю. В разі раптової зміни типу грунту можуть розчарувати, а то й зробити боляче. До того ж не йде й мови про їхнє застосування на дорогах.

 

Каркас

Каркас покришки відіграє дуже важливу роль. Від його якості залежить міцність шини, опір проколам та можливість без руйнівних наслідків для гуми їхати на низькому тиску. Каркас позашляхової покришки повинен бути щонайменше чотиришаровим, а в піщано-гравійних умовах пустель і 6-шаровий не буде зайвим. На відміну від дорожніх шин каркас позашляхових завжди діагональний — міцність боковин на офф-роуді не менш важлива, ніж робочої поверхні.

Структуру та матеріал каркасу неможливо побачити, але його якість напряму залежить від ціни. Найменше зло, яке варто очікувати від дешевої гуми це швидкий знос та часті проколи. Але може статися і значно гірша ”пригода” — наприклад, розшарування покришки при довготривалому пересуванні на підспущених шинах. Тому, якщо дозволяють фінанси, варто обирати гуму від іменитих виробників, з яких в Україні представлені Bridgestone, Dunlop, Metzeler, Michelin, Pirelli. Більш бюджетний варіант — гума Kenda тайваньського виробництва та Mitas чеського, вони дещо дешевші за покришки розкручених брендів. Перша марка популярна в США, друга — в Європі.

 

Власне гума

Покришки, які розраховані перш за все на грунт, виробляються майже з чистого каучуку з мізерними домішками сажі. Вони важкі та дубові, але саме це і необхідно в екстремальних позашляхових умовах — така покришка дуже міцна та довговічна. Чим сильніше наголос зсувається в бік асфальту, тим більша масова частина сажі з’являється в рецептурі. Вона надає м’якість, необхідну для зчеплення з асфальтом, але зменшує надійність та ресурс на бездоріжжі. В деяких моделях універсальної гуми, зокрема Pirelli, застосовуються дорожні технології, коли центр покришки виробляється з більш твердої гуми, а боковини зі значно м’якішої.

 

Гумовий тайнопис

На боковині будь-якої покришки вистачає тарабарщини. Найбільш помітна (якщо не брати до уваги назви бренду та моделі), має приблизно такий вигляд: 120/90R18 88P або дещо коротший: 4,6R18 88P. Перша цифра (в нашому випадку ”120”) означає ширину покришки в міліметрах. Це число може бути дробовим, наприклад ”4,6”. В такому разі ширина виміруються в дюймах, який складає 25,4 мм. Друга цифра — висота профілю покришки в відсотках до ширини, в нашому випадку — 90 %. Цієї позначки не буде на гумі, ширина якої подається в дюймах — ці покришки завжди повнопрофільні, тобто висота профілю дорівнює 100%. R — діаметр ободу в дюймах. Останні цифри та літера — умовні позначення максимальної швидкості та навантаження, на які розрахована покришка, з подробицями цього маркування можна ознайомитися в „Мотодрайві” №11 за 2007 рік. На більшості позашляхових мотоциклів родом з минулого тисячоліття виробник подає рекомендовану ширину покришки в дюймах, а сучасна гума найчастіше вимірюється в міліметрах і має неповний профіль. Тому перед купівлею сподобавшихся шин варто ознайомитися з рекомендаціями саме їхнього виробника що до способу перерахуваня розміру, методики дещо різняться. Покришка 120/90, підібрана на заміну 4,6 (тобто 117 мм), наприклад, в деяких шинників може сягати 130 мм ширини або навіть більше.

Навантаження значною мірою залежить від ширини покришки. Тому в разі потреби є можливість його чуттєво збільшити шляхом установки покришки на 10 мм ширше. Конструкція більшості мотоциклів це дозволяє, але в ”пластиліні” буде ризик розтрощити налиплим грунтом деякі деталі обвісу. Перш за все це стосується захисту ланцюга, амортизатора та ведучої зірки, гофрів вилки, бардачків для інструменту, а також переднього крила в разі, якщо воно нижнє. На легких ендуро Kawasaki в небезпечному сусідстві з задньою покришкою опиняться навіть бачок системи охолодження (4Т), або бачок для мастила (2Т). Тому перш ніж приймати рішення ставити ширші покришки варто уважно оглянути свій мотоцикл и впевнитися що це безпечно. Незважаючи на певний ризик, таке рішення може чуттєво полегшити життя перевантаженим туристам-далекобійникам та при необхідності тривалої їзди по піску.

Також на боковині подана інформація що до будови каркасу. Обов’язково позначається кількість шарів корду (plies)  на робочій поверхні (tread) та боковині (sidewall), вони можуть різнитися. В разі, якщо каркас виготовлений з двох або більше різних матеріалів, ці дві строки перетворюються на таблицю. Під словами  tread  та  sidewallбудуть стовпчики з цифрами та назвою матеріала, з якого вироблені ці шари корду.

Ну і, нарешті напис ”Not for highway use” (Не для використання на шляхах) на боковині обов’язково мають покришки, які не мають дозволу  DOT (Транспортний департамент США) та/або ECE (Економічна комісія Об’єднаних Націй для Європи) для застосування на асфальті.

 

Кросова гума для спорту (Motocross Competition)

Кросова гума має жорстку спеціалізацію: для твердої, середньої або м’якої поверхні. Покришки Competition для багна (в каталогах позначаються “muddy terrain”, або “very soft terrain”) — єдиний спосіб впевненно почуватися на цій специфічній поверхні, жодне інше рішення тут не в змозі працювати на відмінно. Спортивна гума для піску має рідко розташовані ”лопаті” з профілем, який звужений на кінцях, для іншого грунту вони взагалі непридатні.

Кросова гума розрахована на швидкістну їзду в спортивному стилі, тому спеціалізація тут насправді дуже вузька. Це не означає що зміна типу поверхні унеможливить пересування, але відчутно його ускладнить. Як доводить практика на піску, наприклад, навіть універсальна гума веде себе значно краще кросової для твердого грунту. Тому, як це не дивно на перший погляд, спортивні кросові покришки як ніякі інші необхідно застосовувати за призначенням, тільки тоді вони будуть працювати як треба. Ця обставина суттєво обмежує, якщо не сказати унеможливлює, застосування кросової гуми Competition на ендуро.

Тим не менш, якщо все ж таки є потреба саме в такій гумі, тут є з чого вибирати. Серед модельних ліній Michelin Starcross, Pirelli Scorpion та Mitas серії С з двозначними номерами можна знайти гуму під який завгодно грунт. Привертають увагу покришки Mitas C-16 (зад),  C-17 та C-21 (перед), які мають одночасно дозволи  DOT та ECE для обмеженого застосування на асфальті (в пропорції 80 % грунт, 20 % асфальт). Kenda в цій категорії пропонує тільки K770, розраховану під пісок та багно. Моделі K771 та K772, якщо вірити рекламі, спеціально розроблені під гоночні траси в Міллвіллі та в Карлових Варах, тому незрозуміло навіщо їх пропонують за межами США та Чехії.

Звичайна ж кросова гума на пересування асфальтом не розрахована. В розвинутих країнах дорожній поліції про це добре відомо, і за виїзд на позашляховій гумі на дорогу передбачені суворі покарання. Незважаючи на те, що інспекторів української ДАІ питання відповідності гуми турбує мало, не варто спокушати долю. Справа в тому, що високі грунтозачіпи схильні підломлюватись, особливо в нахилі, що дуже небезпечно. Завдяки малій площі контакту при гальмуванні та різкому прискоренні кросова покришка швидко та без попереджень зривається в юз, а на мокрому асфальті вона веде себе й зовсім як на кризі. Також існують і вагомі економічні фактори, які перешкоджають застосовувати кросову гуму для повсякденної їзди на ендуро: на дорозі вона швидко зношується, в поворотах та при різких прискореннях-гальмуваннях грунтозачіпи будуть відриватись.

 

Кросова гума для фрірайду (Motocross Leisure)

Різновид кросової гуми для тренувань та фрірайду, на перший погляд незрозуміло для чого призначений. Але саме відсутність вузької спеціалізації і цікава для застосування на ендуро. Ендурист-фрірайдер зазвичай немає змоги передбачити що чекає за отим лісом, пісок чи скам’янілі на сонці грудки глини, тому така гума як ніяка інша буде доречна для застосування майже виключно грунтом. Вона може і не відмінно, але принаймні добре веде себе на будь-якій поверхні.


Metzeler Unicross

Вся гума цієї категорії має дозвіл DOTMitas ще і ECE), тому на ній цілком легально (але обережно!) можливо самостійно виїхати з міста на простори майбутніх бойових дій. Компанію братам-близнюкам Metzeler Unicross, Mitas С-02 (тільки зад) та Pirelli MT16 Garacross в цій категорії складають Mitas С-04 для заднього колеса та С-05 для переднього та Kenda K760 Trackmaster II.

 

Гума для ендуро ФІМ

Саме таку гуму застосовують в класичних змаганнях спортивних ендуро, зокрема знаменитих six days FIM. Від попередньої категорії вона відрізняється перш за все дещо зменшеною висотою грунтозачіпів. Це зроблено для підвищення безпеки на асфальті, який обов’язково мусить бути на трасі ендуро ФІМ. Окрім спорту цей варіант доречний для екстремального позашляхового туризму в умовах грунтового різноманіття.



Задня покришка Pirelli Scorpion Pro

Dunlop в цій категорії пропонує D907, Michelin — AC10, а PirelliScorpion Pro. Mitas же має цілу низку пропозицій: EF-05 та EF-07 для заднього колеса та EF-06 з EF-08 для переднього.

 

Ендурна гума

На ендурній гумі можливі тривалі поїздки асфальтованими та грунтовими дорогами, але розрахована вона перш за все на брудну роботу в умовах справжнього бездоріжжя. Не тільки на асфальті, а й навіть на накатаній грунтовці вона швидко зношується, на великі швидкості на дорозі не розрахована. Мало того що дуже шумить, на швидкості за 100—120 км/год мотоцикл на такій гумі помітно втрачає стабільність. А повороти на мокрому асфальті на таких покришках стануть справжнім випробуванням. В цьому жанрі існує розшарування за ”фахом”.


Metzler Karoo

Bridgestone Trailwing 301 (для переднього колеса) та Trailwing 302 (відповідно для заднього), а також Dunlop D605 та D606 явно розраховані на покатушки вихідного дня навкруги дачі. На них можна добре почуватись, поки сухо, в лісі та на полі, а також на асфальті.

Для тривалих подорожей пустелями без особливих спортивних амбіцій створена група пустельної гуми, яка добре пристосована одночасно для піску та гравію, та частково, багна. Її складають Dunlop D739 A/T (тільки зад, не має дозволу DOT) Metzeler Karoo, Michelin T63, Pirelli MT21 Rallycross, Mitas Е-09 (клон Michelin T63).


Michelin Desert

Дещо осторонь класифікацій знаходиться модель Michelin Desert, яка, тим не менш, має багато спільного з попередньою групою. Радикальна версія Т63, створена в 1980-х роках спеціально для Дакарівських перегонів, відтоді і дотепер не має альтернативи в світі ралі-рейдів. Чудово пристововані одночасно для гравію, піску та твердого грунту покришки здатні задовільно утримувати мотоцикл навіть на м’якій поверхні та в багні.

 

Універсальна гума

Така гума розрахована на пересування дорогами, перш за все асфальтованими. Не варто від таких покришок чекати чудес на бездоріжжі. Особливо погано будь-яка універсальна гума веде себе в багнюці: самоочищення не відбувається і покришка швидко перетворюється на слік. Тим не менш кожна модель універсальних покришок спеціалізована на якусь додаткову поверхню (крім асфальту), на якій вона більш-менш конкурентноздатна.

Шини для грунтових доріг дещо кращі за чисто дорожні на гарній сухій грунтовці (але не гравії), а на чистому асфальті — трохи гірші. Найкращі їх властивості виявляються в наших умовах на сільських шляхах. Пісок, калюжі та інший бруд на дорозі — не привід скидати, якщо ваш мотоцикл має таке взуття. Ефектний малюнок протектора невідомого авторства завзято відтворюють майже всі виробники. Спробуйте знайти відміни між Bridgestone Trailwing 204, Dunlop D607, Metzeler Tourance, Michelin Sirac, Mitas E-08 та Kenda K761. За великий ресурс на асфальті гуму цієї категорії полюбляють туристи-далекобійники.


MetzelerTourance

Універсальна гума, яка крім дороги дозволить відносно впевненно почуватись на піску, має малюнок протектору ялинкою. Задовільно веде себе на дорозі, але нестерпно шумить на швидкості за 120 км/год. Фаворити цієї категорії: Bridgestone Trailwing 41 (перед) та Trailwing 42 (зад); Metzeler Enduro3; Pirelli MT60, Mitas E-07.

Для гравійних та гірських доріг, а також для твердого грунту добре пристосовані досить радикальна Dunlop D908 Rally Raid  та насправді універсальна Pirelli MT40, яка дозволяє впевненно почуватися навіть в піску. Клон останньої від Kenda називається K270 Dual Sport. Mitas також має витвір по її мотивам, але тільки для передка — Е-02.

Категорія: ЕНДУРО | Додав: olexarider (04.02.2009)
Переглядів: 5669 | Коментарі: 9 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всього коментарів: 9
9 olexarider  
0
Давление - страшная тайна профессионалов.
Кроме особенностей протектора и каркаса, на проходимость заметно влияет давление в колесах - фактор, который почему-то принято замалчивать - наверное гонщики его держат в секрете. Существует мудрое правило: давление должно быть настолько большим, насколько это возможно и настолько низким, насколько это необходимо. Высокое давление снижает риск проколов, минимизирует возможность повредить ободы на неровностях (также снижает сопротивление качению и расход топлива прим. ОSS). Сниженное давление позволяет увеличить пятно контакта, что существенно улучшает стабильность движения на мягкой поверхности. Чем более твердая поверхность, тем большее давление должно быть, и наоборот.

Если например давление рекомендуемое производителем мотоцикла на асфальте должно быть 1,5 атм, то на гравии и твердом грунте оно должно быть 1,2 атм., в грязи 1,0 атм., а на песке даже 0,8-0,6 атм. Поэтому эндурист всегда должен иметь под рукой манометр и насос. Однако для езды на низком и сверхнизком давлении - нужны специальные приспособления "буксаторы" (rim lock, замок обода). Без них скорее всего покрышка провернется и разорвет камеру при первом же ускорении или торможении.

Большинство неспортивных эндуро не имеет буксаторов в штатной комплектации. Тем не менее внимательно присмотритесь к ободам своего мотоцикла - если примерно напротив ниппеля торчит болт с мощной гайкой, то вы уже имеете буксаторы. Часто вместо этого болта в этом отверстии резиновая заглушка. Если же даже отверстия нет (бывает и такое), то придется его самостоятельно просверлить или попробовать получить удовольствие от езды без буксаторов.

Буксаторы для переднего и заднего колеса отличаются (cм. фото) На них обязательно, независимо от производителя, выбиты цифры обозначающие ширину обода (не путать с шириной покрышки!). Наиболее широкие ободы имеют ширину 1,6" (передний для резины 2,75"-3,00") и 2,15" (задний для резины 4,6"). Буксатор монтируется на внутренней стороне обода, а наружу через вышеупомянутое отверстие пропихивается болт. Устройство с затянутой гайкой мощно прижимает изнутри борта покрышки к ободу и не позволяет ей провернуться.

Если буксаторы не выявлены в штатной комплектации, ничего страшного - их можно купить в первом попавшемся магазине, который специализируется на товарах для мотокросса и эндуро. Если таких поблизости нет, то следует поискать их по спортивным секциям и иным местам покупки до сих пор многочисленных кроссовых ЧЗ: в мотокроссе почти никогда не ездят на давлении более 1атм., поэтому каждый кроссовый мотоцикл обязательно оборудован буксаторами.

Однако для беспроблемной езды на сверхнизком давлении буксаторов недостаточно. В таких условиях покрышка испытывает значительные деформации и очень греется, что может привести к частым проколам или даже к разрушению каркаса шины. Чтобы этого не случилось, резина должна иметь минимум 4-х слойный корд, (а еще лучше 6-ти слойный); то есть быть дорогой от известного производителя.

Камеры
На фото:Усиленная кроссовая камера от тайваньского производителя Kyoto, которая обещает качество своего продукта не хуже, чем у ведущих брендов (Equal to or better than original equipment). O типе сообщает надпись "Reinforced Resistant).

В колесах эндуро обычно используются камеры. Это обусловлено не только конструкцией спицованного колеса, но и возможностью быстрого и удобного ремонта в полевых условиях. Спортсмены-эндуристы способны заменить камеру за 3 минуты! Камеры используются как обычные, так и усиленные кроссовые. Обычная камера очень эластичная и легкая, что хорошо сказывается на неподрессоренных массах, но она тонкая, поэтому относительно легко прокалывается. Усиленная камера очень толстая, очень тяжелая и дубовая, благодаря чему ее значительно сложнее проколоть, но если она рвется, то как медицинская грелка - пополам. После этого разумеется ремонту не подлежит. Усиленные камеры стоит ставить только для езды по песку и грязи - на таких поверхностях ездят на низком давлении, поэтому риск проколов наивысший.

На «Дакаре» и других ралли-рейдах камеры не используются - слишком высокий риск проколов. Именно поэтомв телерепортажах нельзя увидеть романтичных сцен с бортированием колеса посреди пустыни. Вместо камер там используется своего рода пена - бублик наполненный силиконовой массой характеристики которой соответствуют камере, накачанной до 1 атм. Удовольствие не из дешевых, тем более, что мало у кого ее хватает боле чем на два дня перегонов. Наиболее распространенные варианты - Pirelli Mousse для легких мотоциклов и Michelin Bib Mousse для тяжелых.


8 olexarider  
0
http://www.moto-travels.ru/publ/12-1-0-277 :
Эндурная резина.
На эндурной резине возможны длительные поездки асфальтовыми и грунтовыми дорогами, но рассчитана она в первую очередь на непростую работу в условиях настоящего бездорожья. Не только на асфальте, но даже накатанной грунтовке она быстро изнашивается и на большие скорости на дорогах не рассчитана. Мало того, что она сильно шумит, на скоростях более 100-120км/ч мотоцикл на такой резине заметно теряет стабильность. Повороты на мокром асфальте на таких покрышках станут настоящим испытанием. В этом жанре существует разделение по "специализации".

Bridgestone Trail Wing 301 для переднего колеса и Trail Wing 302 для заднего, а также Dunlop D605 и D606, явно рассчитаны на покатушки выходного дня вокруг дачи. На них можно хорошо себя чувствовать себя пока сухо в лесу, на поле а также на асфальте.

Для длительных путешествий по пустыням без особенных спортивных амбиций, создана группа пустынной резины, которая хорошо приспособлена одновременно песка, гравия и частично грязи. Ее составляют Dunlop D739A/T (только зад не имеет сертификата DOT), Metzeler Karoo, Michelin T63, Pirelli MT21 Rallycross, Mitas E-09 (клон Michelin T63).

Немного в стороне от классификации находится Michelin Desert, которая тем не менее, имеет много общего с предыдущей группой. Радикальная версия Т63, созданная в 80-х годах прошлого века специально для дакаровских перегонов, до сих пор не имеет альтернативы в мире ралли-рейдов. Отлично приспособленная для гравия, песка и твердого грунта, покрышка способна удерживать мотоцикл даже на мягкой поверхности и в грязи.

Универсальная резина

Такая резина рассчитана на передвижение по дорогам, прежде всего асфальтовым. Не стоит от таких покрышек ожидать чудес на бездорожье. Особенно плохо любая универсальная резина ведет себя на грязи: самоочищения не происходит и покрышка быстро превращается в слик. Тем не менее, каждая модель универсальных покрышек ориентированна какую-нибудь дополнительную поверхность (кроме асфальта), на которой она более-менее конкурентоспособна.

Шины для грунтовых дорог немного лучше, чем чисто дорожные на хорошей сухой грунтовке (но не гравии), а на чистом асфальте чуть хуже. Наилучшие их способности выявляются в наших условиях на сельских дорогах. Песок, лужи и прочие препятствия на дороге - не повод сбрасывать газ, если ваш мотоцикл имеет такую обувку. Эффектный рисунок протектора неизвестного авторства воссоздают почти все производители. Попробуйте найти отличия между Bridgestone Trail Wing 204, Dunlop D607, Metzeller Tourance, Michelin Sirac, Mitas E-08 и Kenda 761. За большой ресурс на асфальте резину этой категории ценят туристы-дальнобойщики.

Универсальная резина, которая кроме дороги относительно уверенно чувствовать себя на песке имеет рисунок протектора "ёлочкой". Неплохо ведет себя на дороге, но нестерпимо шумит на скорости свыше 120км/ч. Фавориты этой категории Bridgestone Trail Wing 41 (перед), Trail Wing 42 (зад), Мetzeler Enduro3, Pirelli MT60, Mitas E-07.

Для гравийных и горных дорог, а также для твердого грунта хорошо приспособлена достаточно радикальная Dunlop D908 Rally Raid и действительно универсальная Pirelli MT40, которая позволяет уверенно себя чувствовать даже на песке. Клон последней от Kenda называется К270 Dual Sport. Mitas тоже имеет произведение по ее мотивам, но только для передка - Е-02.


7 olexarider  
0
Кроссовая резина для спорта (Мotocross Competition)
Кроссовая резина имеет жесткую специализацию: для твердой, средней или мягкой поверхности. Покрышки Competition для грязи (в каталогах обозначаются "muddy terrain" или "very soft terrain") - единственный способ почувствовать себя уверенно на этой специфичной поверхности, любое другое решение не сможет тут работать на отлично.

Спортивная резина для песка имеет редко расставленные "лопасти" с профилем, который сужен на концах, для другого грунта они заведомо непригодны.

Кроссовая резина рассчитана на быструю езду в спортивном стиле, поэтому специализация тут действительно очень узкая. Это не означает, что смена типа поверхности сделает невозможным дальнейшее передвижение, но заметно его усложнит. Как показывает практика, на песке например, даже универсальная резина ведет себя значительно лучше, чем кроссовая для твердого грунта. Поэтому как не удивительно на первый взгляд кроссовые спортивные покрышки, как никакие другие необходимо использовать по назначению, только тогда они будут работать как надо. Это обстоятельство заметно ограничивает, если не сказать делает невозможным использование кроссовой резины "Competition" в эндуро.

Тем не менее, если есть необходимость именно в такой резине, тут есть из чего выбрать. Среди модельных линий Michelin Starcross, Pirelli Scorpion или Mitas серии "C" с двузначными номерами можно найти резину под какой угодно грунт. Привлекают внимание покрышки Mitas C-16 (зад), С-17 и С-21 (перед), которые имеют одновременно сертификаты DOT и ECE для ограниченного использования на асфальте (в пропорции 80% грунт, 20% асфальт). Кеnda в этой категории предлагает только К-770 рассчитанную на песок и грязь. Модели К-771 и К-772, которые если верить рекламе специально разработаны для гоночных трасс в Милвилле и Карловых Варах, поэтому непонятно зачем их предлагают за пределами США и Чехии соответственно.

Обычная кроссовая резина по движению по асфальту не предназначена. В развитых странах дорожной полиции это прекрасно известно и за выезд на бездорожной резине на дорогу предусмотрены суровые наказания. Несмотря на то, что инспекторов Украинской ДАИ вопрос соответствия резины волнует мало, не стоит искушать судьбу. Дело в том, что высокие грунтозацепы склонны подламываться особенно в наклоне, что очень небезопасно. К тому же при торможении или резком ускорении, кроссовая покрышка быстро и без предупреждения срывается в юз, а на мокром асфальте она ведет себя совсем как на льду. Также важны весомые экономические факторы, которые мешают использовать кроссовую резину для повседневной езды на эндуро: на дорогах она быстро изнашивается, а в поворотах и резких разгонах-торможениях грунтозацепы могут отрываться.

Кроссовая резина для фрирайда (Мotocross Leasure)
Разновидность кроссовой резины для тренировок и фрирайда, на первый взгляд непонятно для чего предназначена. Однако само отсутствие узкой специализации и интересно для использования на эндуро. Эндурист-фрирайдер как правило не имеет возможности предвидеть, что например ждет его за этим лесом - песок или окаменевшие на солнце куски глины, поэтому такая резина как никакая другая будет рациональна для использования только на грунтах. Она может и не отлично, но как правило хорошо ведет себя на любой поверхности.

Вся резина этой категории имеет сертификат DOT (а Mitas еще и ЕСЕ), поэтому на этой резине совершенно легально (но осторожно!) можно самостоятельно выехать из города на просторы будущих "боевых действий". Компанию братьям-близнецам Metzeler Unicross, Mitas C-02 (только зад) Pirelli МТ16 Garacross, в эту категорию входят Mitas C-04 для заднего колеса и Mitas C-05 для переднего и Kenda K760 Trackmaster II.

Резина для эндуро FIM
Именно такую резину используют в классических соревнованиях спортивных эндуро, кроме знаменитых "six days FIM". От предыдущей категории она отличается немного уменьшенной высотой грунтозацепов. Это сделано для увеличения безопасности на асфальте, который обязательно должен быть на трассе эндуро FIM. Кроме спорта этот тип целесообразен для экстремального внедорожного туризма в условиях грунтового разнообразия.

Dunnlop в этой категории предлагает D907, Michelin - AC10 а Pirelli - Scorpion Pro. Bridgestone и Mitas имеют по целой линейке предложений: первый пары 663/ ED668, ED661/ED660 и ED03/ED04 для переда и зада соответственно; второй ЕF-05 и ЕF-07 для заднего колеса и EF-06, EF-08 для переднего. Все вышеперечисленные модели имеют сертификат DOT.


6 olexarider  
0
Резиновая тайнопись
На боковине любой покрышки находятся странные обозначения. Наиболее заметная (если не брать

Во внимание название бренда и модели) имеет приблизительно такой вид 120/90R18 88P или более короткий 4,6R18 88P. Первое число (в нашем примере "120") означает ширину покрышки в миллиметрах. Это число может быть дробным, например "4,6". В этом случае ширина измеряется в дюймах, который составляет 25,4 мм. Другая цифра - высота профиля покрышки в процентах относительно ширины – в нашем случае 90%. Этой маркировки не будет на резине, ширина которой указана в дюймах, т.к. Такая резина всегда полнопрофильная, т.е. Высота профиля равна 100%. R-диаметр обода в дюймах. Остальные цифры и буквы - условные обозначения максимальной скорости и грузоподъёмности, на которые рассчитана покрышка, с подробностями этих маркировок можно ознакомиться в журнале Mотодрайв №11 за 2007г. На большинстве внедорожных мотоциклов, родом из прошлого тысячелетия производитель указывает максимальную ширину покрышки в дюймах, а современная резина чаще измеряется в миллиметрах и имеет неполный профиль. Поэтому перед покупкой понравившихся шин необходимо ознакомиться с рекомендациями именно их производителя с целью перепроверки размера, так как методики зачастую отличаются. Покрышка 120/90 подобрана на замену 4,6 (то есть 117мм) но у некоторых шинников ее ширина может достигать 130мм и даже больше.

Грузоподъёмность в определенной степени зависит от ширины покрышки. Поэтому в случае необходимости есть возможность ее немного увеличить путем установки покрышки на 10мм шире. Конструкция большинства мотоциклов это позволяет, но в "пластилине" будет риск сломать налипшим грунтом кое-какие детали обвеса. В первую очередь это относится к защите цепи, амортизатора и ведущей звездочки, гофров вилки, бардачков для инструмента, а также переднего крыла, если оно нижнее. На легких эндуро Kawasaki в опасном соседстве с задней покрышкой оказываются бачок системы охлаждения (4Т) или бачок для масла (2Т).

Поэтому прежде чем принимать решение поставить более широкие покрышки, необходимо внимательно осмотреть свой мотоцикл и убедиться, что это безопасно. Несмотря на очевидный риск, такое решение может значительно облегчить жизнь перегруженным туристам дальнобойщикам, а также при необходимости длительного движения по песку.

Также на боковине каркаса нанесена информация о строении каркаса. Обязательно указывается количество слоев корда (plies) на боковине (sidewall) и рабочей поверхности (tread), т.к. они могут отличаться. В случае, если каркас изготовлен из двух или более разных материалов, эти две строки превращаются в таблицу. Под словами "sidewall" и "tread" будут колонки с цифрами и названием материала, из которого изготовлены эти слои корда.

Ну и наконец надпись "Not for highway use" (Не для использования на дорогах) на боковине обязательно имеют покрышки не имеющие сертификации DOT (Транспортный департамент США) и/или ECE (Экономическая комиссия Объединенных Наций для Европы) для использования на асфальте.


5 olexarider  
0
Концепция универсальной Резины - обеспечить передвижение где угодно очень привлекательна на словах, но к сожалению очень далека от действительности. Универсальные покрышки частично оправдывают своё название тем, что позволяют более-менее уверенно но далеко не здорово чувствовать себя на асфальте и большинстве грунтовых дорог. Проигрывая специализированной резине на всех фронтах, тем не менее универсальные покрышки дают возможность проехать почти везде.

Эндурная резина переносит акцент на грунт, более-менее удачно стараясь охватить как можно больше его разновидностей, но оставляя возможность неспешных и осторожных вылазок на асфальт. Заведомо лучшие возможности чем у универсальной резины не только на грунтовках, но и на бездорожье затмевается более чем скромными талантами на дороге.

И наконец кроссовые покрышки - бесспорные профессионалы узкого профиля. В случае быстрой смены типа грунта могут разочаровать или сделать больно. К тому же не ид речь об их использовании на дорогах.

Каркас
Каркас покрышки играет очень важную роль. От его качества зависит прочность шины, сопротивление проколам и возможность без разрушительных последствий для резины ехать на низком давлении. Каркас внедорожной покрышки должен быть минимум четырехслойным, а в условиях песчано-гравийных условиях пустынь и шестислойный не будет лишним. В отличие от дорожных шин, каркас внедорожных всегда диагональный - прочность боковин на оффроуде не менее важна чем прочность рабочей поверхности.

Структуру и материал каркаса нельзя увидеть, но его качество напрямую зависит от цены. Наименьшее зло, которое следует ожидать от дешевой резины - это быстрый износ и частые проколы. Но может случиться и гораздо худшее "приключение" - например расслоение покрышки при длительном движении на подспущенных шинах. Поэтому если позволяют финансы следует выбирать резину от именитых производителей, из которых в Украине представлены Bridgestone, Dunlop, Metzeler, Michelin, Pirelli. Более бюджетный вариант - резина Kenda тайваньского производства и Мitas чешского - они немного дешевле чем покрышки раскрученных брендов. Первая марка популярна в США, другая в Европе.

Собственно резина
Покрышки рассчитанные в первую очередь на грунт изготавливаются почти из чистого каучука с мизерными добавками сажи. Они тяжелые и дубовые, но именно это и необходимо в экстремальных внедорожных условиях - такая покрышка очень крепкая и долговечная. Чем сильнее акцент смещается сторону асфальта, тем большее массовое содержание сажи обнаруживается в рецептуре. Она придает мягкость, необходимую для сцепления с асфальтом, но уменьшает надежность и ресурс на бездорожье. В некоторых моделях универсальной резины, например Pirelli, используются дорожные технологии, когда центр покрышки изготавливается из более твердой резины, а боковины из значительно более мягкой.


4 olexarider  
0
http://www.mototravels.my1.ru/publ/12-1-0-248 :

Эндурно-кроссовая резина (обзор)

(перевод OSSa)

Согласно статистики ООН, количество грунтовых дорог в мире не менее чем в 10 раз превышает количество асфальтовых, что же касается собственно бездорожья, то тут открываются неограниченные просторы для действий. Поэтому неудивительно, что производители моторезины придают большое внимание вседорожному и бездорожному сегментам рынка. Тем не менее, это направление бизнеса шиноваров достаточно консервативно. В отличие от шоссейной резины, способности которой постоянно увеличиваются, здесь в цене установленные, проверенные временем классические решения. Многочисленные и разнообразные модели покрышек отличаются в первую очередь рисунком протектора и строением каркаса.

Протектор
Основная функция протектора - обеспечение продольной и поперечной силы сцепления с поверхностью. Особенности многообразных грунтов ставят разные, а зачастую противоположные требования к протектору.
Обычно по применению покрышек, грунт разделяют на твердый, средний и мягкий. Под твердым грунтом подразумевают хорошо утрамбованную грунтовку и окаменевшую сухую глинистую землю. Средний грунт - это сухие или слегка влажные лесные или полевые тропинки. Мягкий - это скатанная супесчаная основа и слегка подсохший мокрый грунт (так называемый ("пластилин"). Для откровенной грязи, песка и гравия, а также их комбинаций существуют отдельные решения.

Резина для твердого грунта для надежного сцепления должна иметь относительно цельный рисунок протектора. Грунтозацепы большие, а просветы между рядами грунтозацепов узкие. Боковые грунтозацепы не очень развиты и несильно выступают в стороны - на твердом грунте этого достаточно. Резина для мягкого грунта наоборот имеет "шашки" малого размера с большими просветами между ними, а в моделях, рассчитанных на экстремальные условия - (грязь) просто гигантские. Крайние боковые грунтозацепы сильно разведены в стороны. Это делается ради лучшего самоочищения покрышки и уверенного зацепления с ненадежной поверхностью в поворотах. Рисунки протекторов для среднего грунта представляют собой множество переходных вариантов вышеуказанных базовых типов. Протектор покрышек, разработанных одновременно и для грунта и для асфальта, для увеличения поверхности контакта имеют более цельный рисунок, чем у внедорожных.

Таким образом каждая модель резины имеет свою специализацию.

Иногда производитель указывает ее в каталоге, но при наличии кое-каких знаний назначение резины любого типа можно понять и самостоятельно по вышеприведенным особенностям рисунка протектора.

Очевидно, что редко расставленные грунтозацепы резины для мягкого грунта не способны удержать мотоцикл на твердой поверхности, а прочности торчащих боковых шашек не хватит, чтобы создать противодействие центробежным силам - они будут играть и подламываться, что не позволит уверенно проходить повороты. У покрышек для твердого грунта в грязи будут проблемы с самоочищением протектора и опять же с прохождением поворотов -им нечем будет цепляться за грунт, который выскальзывает из-под колеса. Существует несколько подходов для примирения этих противоречий и каждый имеет свои сильные и слабые стороны.


3 olexarider  
0
Для тих, кому незрозуміла українська мова: знайшлись ентузіасти, які переклали цю статтю. Переклад можна побачити тут: http://djebel.my1.ru/publ/6-1-0-40

Та тут:
http://www.mototravels.my1.ru/publ/12-1-0-248
http://www.mototravels.my1.ru/publ/12-1-0-277


1 VINSON  
0
Олексій [ Чоловік ] вы бы по русски еще написали, а то ничего не понятно, а статья хорошая

2 olexarider  
0
Дякую за оцінку статті, я старався biggrin А що до мови - вважаю в Росії вистачає людей, які б могли написати на цю тему wink

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]